МКОУ Доволенская СОШ №2 им. С.И. Лазаревараб. тел. 8-383-54-21-479

 

Решением редакционной коллегии СМИ  "Педагогическая газета" удостоилась  персональной записи на Международной педагогической доске почета

 

16.01.2021

Школа не дает подростку выбора

16.01.2021

 «Настроить» выбор в своем классе и сделать его важной частью урока научат на новом курсе Института образования Высшей школы экономики «Создание персонализированной учебной среды в классе» на Coursera. 

Про «индивидуальный подход» слышал каждый учитель, но мало кто применяет его на практике. Обычно это сводится к разному объему заданий для сильных и слабых учеников. «О, ты быстро справился, вот тебе задачка со звездочкой, – а с тобой мы еще потренируемся на простых примерах».

Но урок можно делать совсем разным для детей из одного класса – когда один слушает учителя, другой сам читает учебник, третий разбирает новую тему в компании друзей. Школьник сам выбирает всё – даже задания и пособия.

Право выбора – то, что делает предмет интереснее и помогает воспитать самостоятельного и ответственного человека, считают Максим Буланов – тьютор, приглашенный преподаватель двух магистерских программ Института образования, и Джейми Костли, приглашенный специалист (Tenure Track). По их словам, школа не дает подростку выбора почти ни в чем. Изменить эту ситуацию – значит повысить вовлеченность и образовательный результат.

Специалисты помогают учителям составлять индивидуальные образовательные маршруты и планировать нелинейные уроки. Методика, которую они предложили, уже успешно применяется многими практиками. Она построена на «юнитах» – блоках из 5-7 уроков, посвященных какой-либо новой теме.

«Юнит» начинается с голосования школьников. Сначала учитель рассказывает им, какую тему предстоит изучить и что должно быть «на выходе»: что должен знать и уметь каждый. Студенты курса учатся рассказывать об этом понятно для подростков, а не в категориях стандартизированных «образовательных результатов» и «навыков».
Затем каждый учащийся в классе заполняет форму образовательного маршрута – как он хочет осваивать тему. Варианты: с учителем, самостоятельно, в паре, в микрогруппе. Если позже ученик поймет, что выбранный вариант ему не подходит, то пробует другой подход.

В конце каждого «юнита» учитель и ученики вместе разбирают, кто как справился, кто и почему менял маршрут. Такие рефлексивные беседы помогают педагогу лучше понять свой класс и проектировать систему выбора, а подростки учатся рефлексировать и брать ответственность за учебу на себя.

«Больше всего класс заинтересовала сама возможность выбирать, – рассказывает Анастасия Гудзь, учитель иностранного языка. Она студентка программы «Педагогическое образование» Инобра, на которой которой аналог курса преподается уже два года. – На вопрос, что они могут выбирать обычно на уроках, ученики ответили: ответ «a» или «b» в тесте, вот и все. На первом уроке я им дала возможность выбрать только формат работы. Сначала они подошли к этому бездумно, однако затем их маршруты начали сильно меняться. Когда же я ввела (с 3 урока) возможность выбора заданий с материалами, вовлеченность стала максимальной за весь срок моего преподавания в школе. Отношения в классе изменились, ученики стали спокойнее говорить мне о своих проблемах, советоваться».  

На протяжении шести недель студенты разбирают, как разные подходы и методики можно включить в нелинейный урок. Это, в частности, перевернутый класс, проектное, проблемное, интерактивное обучение. Слушатель курса тренируется на одном «юните»: выбирает фрагмент своей программы в 5-7 уроков. В этом помогают ведущие курса и другие студенты – читают и обсуждают «юниты» друг друга. На выходе – несколько готовых нелинейных уроков и понимание, как сделать такими же и остальные.

На курсе учат работать и с личными образовательными целями ученика. Они обычно неясны для него самого: в школе не принято говорить про смыслы. Дети ходят на уроки, «потому что надо» или, максимум, «чтобы сдать ЕГЭ». Умение находить и формулировать цели – важная часть ответственного выбора. Это работает и на «задачу-максимум» нелинейных уроков – воспитать самостоятельную личность, и в прикладном смысле – помогает ученику выбрать самую подходящую для него траекторию в изучении темы. Например, личной целью может быть желание стать лидером среди сверстников. Такому подростку больше подойдет работа в команде: преследуя свою цель выбиться в лидеры, он сделает максимум в учебе.

Увидеть личную цель позволяют разные виды анкетирования, ментальные карты и другие способы измерений и рефлексии – их осваивают слушатели курса. В частности, здесь учат составить Learner Profile каждого ученика на основе бесед о будущем, заданий на самодиагностику, опроса других учителей, изучения данных о семье из личных дел.

Еще одно практическое задание курса – подготовить силлабус, рабочую тетрадь, где студент обобщает опыт подготовки разных типов уроков, информацию об учениках, рефлексирует, собирает информацию о методиках. Получается микро-учебник для себя.

Курс будет особенно полезен педагогам во время пандемии: из-за дистанта стало меньше неформального общения с классом, многие дети учатся хуже, не могут себя организовать. Нелинейные уроки помогут им работать так, как нравится, а правильно сформулированные цели – мотивируют. Педагог благодаря персональному подходу сможет учитывать самочувствие и обстоятельства каждого, планируя учебную нагрузку.

Курс на английском языке: это делает его универсальным и интересным слушателям не только из России. Нашим учителям такой формат поможет напрямую узнать о тех актуальных идеях и исследованиях в области персонализации, которые появляются за границей. Благодаря доступной подаче лекционная часть курса станет и хорошей языковой практикой.

Информация сайта НИУ ВШЭ 

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: