«Настроить» выбор в своем классе и сделать его важной частью урока научат на новом курсе Института образования Высшей школы экономики «Создание персонализированной учебной среды в классе» на Coursera.
Решением редакционной коллегии СМИ "Педагогическая газета" удостоилась персональной записи на Международной педагогической доске почета
Школа не дает подростку выбора
Про «индивидуальный подход» слышал каждый учитель, но мало кто применяет его на практике. Обычно это сводится к разному объему заданий для сильных и слабых учеников. «О, ты быстро справился, вот тебе задачка со звездочкой, – а с тобой мы еще потренируемся на простых примерах».
Но урок можно делать совсем разным для детей из одного класса – когда один слушает учителя, другой сам читает учебник, третий разбирает новую тему в компании друзей. Школьник сам выбирает всё – даже задания и пособия.
Право выбора – то, что делает предмет интереснее и помогает воспитать самостоятельного и ответственного человека, считают Максим Буланов – тьютор, приглашенный преподаватель двух магистерских программ Института образования, и Джейми Костли, приглашенный специалист (Tenure Track). По их словам, школа не дает подростку выбора почти ни в чем. Изменить эту ситуацию – значит повысить вовлеченность и образовательный результат.
Специалисты помогают учителям составлять индивидуальные образовательные маршруты и планировать нелинейные уроки. Методика, которую они предложили, уже успешно применяется многими практиками. Она построена на «юнитах» – блоках из 5-7 уроков, посвященных какой-либо новой теме.
«Юнит» начинается с голосования школьников. Сначала учитель рассказывает им, какую тему предстоит изучить и что должно быть «на выходе»: что должен знать и уметь каждый. Студенты курса учатся рассказывать об этом понятно для подростков, а не в категориях стандартизированных «образовательных результатов» и «навыков».
Затем каждый учащийся в классе заполняет форму образовательного маршрута – как он хочет осваивать тему. Варианты: с учителем, самостоятельно, в паре, в микрогруппе. Если позже ученик поймет, что выбранный вариант ему не подходит, то пробует другой подход.
В конце каждого «юнита» учитель и ученики вместе разбирают, кто как справился, кто и почему менял маршрут. Такие рефлексивные беседы помогают педагогу лучше понять свой класс и проектировать систему выбора, а подростки учатся рефлексировать и брать ответственность за учебу на себя.
«Больше всего класс заинтересовала сама возможность выбирать, – рассказывает Анастасия Гудзь, учитель иностранного языка. Она студентка программы «Педагогическое образование» Инобра, на которой которой аналог курса преподается уже два года. – На вопрос, что они могут выбирать обычно на уроках, ученики ответили: ответ «a» или «b» в тесте, вот и все. На первом уроке я им дала возможность выбрать только формат работы. Сначала они подошли к этому бездумно, однако затем их маршруты начали сильно меняться. Когда же я ввела (с 3 урока) возможность выбора заданий с материалами, вовлеченность стала максимальной за весь срок моего преподавания в школе. Отношения в классе изменились, ученики стали спокойнее говорить мне о своих проблемах, советоваться».
На протяжении шести недель студенты разбирают, как разные подходы и методики можно включить в нелинейный урок. Это, в частности, перевернутый класс, проектное, проблемное, интерактивное обучение. Слушатель курса тренируется на одном «юните»: выбирает фрагмент своей программы в 5-7 уроков. В этом помогают ведущие курса и другие студенты – читают и обсуждают «юниты» друг друга. На выходе – несколько готовых нелинейных уроков и понимание, как сделать такими же и остальные.
На курсе учат работать и с личными образовательными целями ученика. Они обычно неясны для него самого: в школе не принято говорить про смыслы. Дети ходят на уроки, «потому что надо» или, максимум, «чтобы сдать ЕГЭ». Умение находить и формулировать цели – важная часть ответственного выбора. Это работает и на «задачу-максимум» нелинейных уроков – воспитать самостоятельную личность, и в прикладном смысле – помогает ученику выбрать самую подходящую для него траекторию в изучении темы. Например, личной целью может быть желание стать лидером среди сверстников. Такому подростку больше подойдет работа в команде: преследуя свою цель выбиться в лидеры, он сделает максимум в учебе.
Увидеть личную цель позволяют разные виды анкетирования, ментальные карты и другие способы измерений и рефлексии – их осваивают слушатели курса. В частности, здесь учат составить Learner Profile каждого ученика на основе бесед о будущем, заданий на самодиагностику, опроса других учителей, изучения данных о семье из личных дел.
Еще одно практическое задание курса – подготовить силлабус, рабочую тетрадь, где студент обобщает опыт подготовки разных типов уроков, информацию об учениках, рефлексирует, собирает информацию о методиках. Получается микро-учебник для себя.
Курс будет особенно полезен педагогам во время пандемии: из-за дистанта стало меньше неформального общения с классом, многие дети учатся хуже, не могут себя организовать. Нелинейные уроки помогут им работать так, как нравится, а правильно сформулированные цели – мотивируют. Педагог благодаря персональному подходу сможет учитывать самочувствие и обстоятельства каждого, планируя учебную нагрузку.
Курс на английском языке: это делает его универсальным и интересным слушателям не только из России. Нашим учителям такой формат поможет напрямую узнать о тех актуальных идеях и исследованиях в области персонализации, которые появляются за границей. Благодаря доступной подаче лекционная часть курса станет и хорошей языковой практикой.
Информация сайта НИУ ВШЭ