Семейное образование, то есть полноценное обучение дома вместо школы – начальное, основное и среднее общее – в России узаконили в 1992 году. А спустя 10 лет оно стало самостоятельной формой обучения наравне со школьным.
По данным Минпросвещения, на начало этого учебного года на семейную форму образования перешли более 16,5 тысячи детей. Это на четыре тысячи больше, чем в прошлом году, и на 9 тысяч больше, чем два года назад.
Популярности такого выбора во многом способствовала пандемия коронавируса. Однако есть и другие причины: недовольство качеством образования в обычной школе, плохие отношения ребенка с другими учениками или педагогами, невозможность посещать школу из-за занятий спортом, частые переезды родителей.
Впрочем, родители имеют право и не объяснять, почему они решили перевести ребенка на семейное образование.
«Поскольку это новая форма, необходимо разработать инструменты, которые сохраняют права ребенка, сохраняют условия качественного образования и минимизируют риски неполноценного родительского контроля», – прокомментировала «Парламентской газете» профессор Московского педагогического государственного университета Елена Приступа. Так, например, предложенные изменения регламентируют учет «семейных» учеников и прописывают новые правила их аттестации.
Чтобы официально перевести детей на семейное образование, нужно сначала проинформировать об этом орган местного самоуправления. Затем выбрать школу для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. И только после этого написать заявление об отчислении ученика из школы, где он учится. Новые правила обязывают родителей сделать это за 14 дней до начала учебного года.
Отказавшись от права на получение ребенком бесплатного образования, родители обязуются дать ему такой же набор знаний самостоятельно. А насколько успешно ученик справляется с программой, каждый год проверяет школа, к которой он прикреплен для аттестации.
Предложенные поправки не решают многие вопросы, которые давно назрели, считает член Совета Общественного движения «Образование — для всех» Владимир Лазуткин. Например, у детей на семейном образовании нет преференций, которые имеют школьники — льготного проезда в общественном транспорте, скидок на авиа- и железнодорожные билеты.
«Пока такие льготы распространяются только на учеников 10-11 классов, которые получают самообразование и имеют статус экстернов, — рассказал Владимир Лазуткин. — Было бы правильно признать экстернами с сохранением всех прав и льгот и остальных обучающихся на семейном образовании».
Переводя ребенка на семейное образование, родители отчасти берут на себя функцию государства, позволяя федеральному бюджету экономить немалые деньги, считает первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин. «Было бы логичным потратить эти средства на помощь таким семьям, – полагает депутат. – Но новые поправки не предусматривают поддержку родителей, которые занимаются семейным образованием. Такое образование возможно по федеральному закону, при этом федеральный закон не гарантирует родителям компенсаций за такую работу».
Общественное обсуждение документа продлится до 16 марта.
Информация сайта «Парламентской газеты»